М.М. ЭФРУССИ. ГРОМКОГОВОРИТЕЛИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ, М., «ЭНЕРГИЯ», 1971

 

1. ОСНОВНЫЕ АКУСТИЧЕСКИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ЕДИНИЦЫ

 

Звук — волновой колебательный процесс, происходящий в упру­гой среде (воздухе, воде и др.) и вызывающий  слуховое  ощущение.

 

Звуковое поле — область пространства (объем), в которой рас­пространяются звуковые волны.

 

Звуковое давление — разность между статическим (атмосфер­ным) давлением и давлением в данной точке звукового поля. Мгно­венное звуковое давление — звуковое давление в рассматриваемый момент времени.

Различают максимальное (пиковое) и минимальное звуковое дав­ления, представляющие максимальное и минимальное значения мгно­венного звукового давления, а также эффективное (среднеквадратич­ное) значение звукового давления за полный период. Согласно новой системе единиц СИ-1 за единицу звукового давления принят ньютон на квадратный метр (1 н/м2). Наряду с этой единицей в литературе можно еще встретить прежнюю единицу звукового давления систе­мы единиц СГС— бар или иначе дину на квадратный сантиметр (1 дин/см2), которая равна 0,1 н/м2; отсюда 1 н/м2 = 10 дин/смг = 10 бар.

 

Интенсивность звука (прежнее название — сила звука) — сред­нее значение мгновенной плотности звуковой энергии. Представляет собой поток свободно распространяющейся звуковой энергии, про­ходящий в единицу времени через единицу площади поверхности, перпендикулярной к направлению распространения волны. Единица интенсивности звука в системе единиц СИ-1— ватт на квадратный метр (1 вт/м2), в прежней, еще действующей системе единиц СГС единица интенсивности— 1 эрг/сек·см2. Последняя единица равна 0,001 вт/м2; наоборот, 1 вт/м2—103 эрг/сек·см2.

В тех случаях, когда направление распространения звуковой волны определить трудно или невозможно, используют другую энергетическую характеристику поля — плотность звуковой энергии.

 

Плотность звуковой энергии — звуковая энергия, содержащаяся в единице объема. Единица измерения — 1 дж/м3 (в системе СГС — 1 эрг/см3).

 

Звуковая мощность — поток звуковой энергии, проходящий за 1 сек через данную поверхность перпендикулярно ей. Единица изме­рения — ватт (107 эрг/сек). Определяется по величинам звукового давления или интенсивности звука.

 

Скорость звука (точнее, скорость распространения звуковой вол­ны) — путь, проходимый звуковой волной в однородной среде в еди­ницу времени, выражается в метрах в секунду.

Скорость звука зависит от плотности и упругости среды, напри­мер: в воздухе 344 м/сек, в морской воде 1504 м/сек, в стали 4 990 м/сек, в сосне 3 320 м/сек.

 

Колебательная скорость — скорость колебательного смещения частиц, среды от положения покоя.

 

Длина волны — расстояние между ближайшими точками волны, находящимися в одинаковой фазе колебаний; расстояние, проходимое распространяющейся волной за один период колебания.

 

Период — время, в течение которого происходит одно полное ко­лебание.

 

Частота — количество колебаний в секунду.

 

Фаза — стадия движения колеблющейся частицы или тела отно­сительно какого-либо их положения, принятого за начальное. Выра­жается в радианах или градусах.

 

Синфазность — равнофазность, одинаковая фаза переменных гармонических величин. Синфазное включение громкоговорителей — такое электрическое соединение громкоговорителей, при котором создаваемые ими звуковые давления находятся в одинаковой фазе.

 

Чистый тон — звук, создаваемый синусоидальным акустическим колебанием.

 

Шум — неприятный или нежелательный звук случайного характе­ра, не содержащий ясно выраженных частотных составляющих.

 

Белый шум — сложный звук, спектр которого, измеренный анали­затором с постоянной шириной полосы, является непрерывной и глад­кой функцией частоты в достаточно широком диапазоне частот.

 

Спектр акустический — характеристика звука, выражающая его частотный (спектральный) состав и получаемая в результате анализа звука.

 

Биения — периодическое изменение интенсивности звука в данной точке, вызываемое взаимодействием (интерференцией) двух звуковых волн близких частот.

 

Интерференция — взаимодействие двух или более звуковых волн, одновременно приходящих в данную точку, приводящее к ослабле­нию или усилению интенсивности звука в зависимости от разницы в фазах волн (от сдвига фаз).

 

Дифракция — изменение направления распространения звуковой волны, вызванное прохождением ее около края какого-либо препят­ствия.

 

Реверберация — затухающее звучание в закрытом помещении после прекращения действия источника звука, обусловленное многократными отражениями звука от оканчивающих поверхностей. Стандартное время реверберации — время, в течение которого интенсивность затухающего звука уменьшится в миллион раз (106) от ее начального значения, а уровень интенсивности звука спадет на 60 дб.

 

Громкость — субъективное ощущение интенсивности звука. Она изменяется приблизительно пропорционально логарифму изменения интенсивности звука.

 

Стоячая волна — результат наложения двух бегущих синусои­дальных волн, распространяющихся в противоположных направлениях: падающей и отраженной; характеризуется различными амплитудами в различных точках пространства.

 

Явление (эффект) Допплера — изменение высоты звука (частоты колебаний) вследствие движения источника звука.

 

Тембр звука — характерная особенность (окраска) сложного звука, определяемая количеством и интенсивностью обертонов.

 

Обертоны — все дополнительные тоны, кратные по частоте основ­ному, которые создаются колеблющимся телом.

 

Унтертоны — тоны, частоты которых составляют целую часть от частоты основного тона.

 

Октава — представляет интервал частот (полосу), в котором от­ношение большей крайней частоты к меньшей равно 2.

В общем виде отношение крайних частот полосы между собой выражается в октавах формулой fmax/fmin=2n где п — количество октав. Таким образом, количество октав равно логарифму (при осно­вании 2) отношения крайних частот.

В качестве примера определим отношение двух частот, равное 1/3 октавы:

Обратной задачей будет найти, например, скольким октавам соответствует отношение частот, равное 1,41, т.е. 2n=1,41 или, пере­ходя к десятичному логарифму, n = 3,33 lg 1,41. С помощью таблиц или логарифмической линейки находим, что n = 0,5 октавы.

 

Динамический диапазон какой-либо переменной величины опре­деляется отношением максимального ее значения к минимальному, т.е.

Однако чаще динамический диапазон выражают в единицах уровня (децибелах), т. е. определяют 10 lg D для энергетических величин (см. ниже). Понятие динамического диапазона имеет важное значение в технике радиовещания, звукозаписи и звуковоспроизведения. Ввиду того что минимальное значение сигнала (электрического или акустического) практически определяется уровнем шума, сохранение натурального динамического диапазона некоторых инструментов или ансамблей потребовало бы чрезмерно высоких уровней сигнала и мощностей. Это трудно осуществимо и экономически нецелесообразно; поэтому в процессе радиовещания или звукозаписи натуральный динамический диапазон уменьшают (сжимают).

 

Сопротивление излучения — комплексное акустическое сопротив­ление, которым колеблющаяся (вибрирующая) поверхность, напри­мер конус громкоговорителя, нагружена со стороны воздушной сре­ды. Сопротивление излучения характеризует величину связи вибри­рующей поверхности с окружающей средой. Сопротивление излуче­ния имеет активную составляющую, определяющую излучаемую мощность, и реактивную, определяющую связанную с излучателем присоединенную массу среды, которая прибавляется к собственной массе излучателя.

 

Уровень — выражение величины акустического или электрическо­го сигнала в децибелах.

 

Децибел — логарифмическая относительная единица измерения уровня.

Применение понятия «уровень» в практике расчета и измерений избавляет от необходимости иметь дело с очень малыми или дробными числами. Кроме того, пользование этим понятием исключает необходимость в перемножении или делении величин, заменяя эти действия более простыми; сложением пли вычитанием, что непосред­ственно вытекает из правил логарифмов (логарифм произведения ра­вен сумме логарифмов сомножителей). Одним из оснований широ­кого использования в акустике и электроакустике единиц уровня — децибелов — явилось, то, что субъективное ощущение громкости в зависимости от интенсивности звука подчиняется психофизиологи­ческому закону: с изменением интенсивности звука ощущение гром­кости изменяется приблизительно пропорционально логарифму изме­нения интенсивности звука. Вот почему наше ухо может восприни­мать громадный динамический диапазон интенсивностей звука, до­стигающий на средних частотах 1012. Использование шкалы уровней позволяет выразить этот огромный диапазон интенсивностей вели­чиной всего в 120 дб. Переход к уровню от абсолютной величины производится путем логарифмирования отношения этой величины к условно выбранной начальной.

Уровень интенсивности звука в децибелах выражается формулой

где    I — интенсивность (сила) звука, переводимая в единицы уровня;

I0 — интенсивность (сила) звука частотой 1000 гц на пороге слышимости —  10-12 вт/м2= 10-9 эрг/см2·сек.

Поскольку интенсивность звука пропорциональна второй степени звукового давления (I=kp2), то соответствующий уровень звукового давления будет:

где р — данное  эффективное  значение  звукового  давления, а  р0 = 2 10-5 н/м2 = 2 • 10-4 дин/см2.

Подобно акустическим уровням введено понятие электрического уровня. Электрические уровни выражают через отношение мощностей или напряжений

причем P0=1 мвт (0,001 вт), U0 = 0,775 в, а R0=600 ом. Величина U0 получается из соотношения, связывающего мощность, напряжение и сопротивление: U0 = (P0R0)1/2

Уровни, вычисленные из отношения напряжений, совпадают с уровнями, вычисленными из отношения мощностей, только в том слу­чае, если сопротивления нагрузок, на которых выделяются мощности Р и Р0, равны (R = R0).

Если уровни вычислены по мощности, причем Р0=1 мвт, то к единице измерения уровня иногда добавляют букву м и обознача­ют ее дбм (dbm).

То обстоятельство, что энергетические величины (интенсивность, мощность и т. п.) переводятся в величины уровня с множителем 10, тогда как перевод исходных линейных величин   (звуковое давление, напряжение, ток) в величины уровня совершается с множителем 20, обеспечивает одинаковое изменение уровня физической величины, не­зависимо от того, по каким величинам она оценивается. Это очень важно, так как устраняет возможную путаницу. Например, звуковое давление, создаваемое громкоговорителем, изменилось в 2 раза 21 = 2), что означает изменение уровня звукового давления на 6 дб (20 lg 2); интенсивность звука при этом изменилась в 4 раза (I2/I1 = 4), но уровень интенсивности звука изменился также на б дб (10 lg 4).

 

Рис. 1. Шкала для перевода отношения двух   величин   в   децибелы

и обратно.

Верхняя шкала, дб, для звукового давления, напряжения, тока и т. д. Нижняя

шкала, дб, для интенсивности звука и мощности. Средняя шкала — отношение

переводимых в уровни  величин.

 

Перевод абсолютных величин сигнала в единицы уровня удоб­но производить с помощью логарифмической линейки; сперва находят значение отношения двух величин (переводимой и соответствующей нулевому уровню, например, р/р0), затем логарифм этого отноше­ния, последний умножают на 20 (или 10). Можно также воспользо­ваться графиком, приведенным на рис. 1.

Если переводимая в значения уровня физическая величина (зву­ковое давление, мощность, напряжение) меньше величины, соответ­ствующей нулевой, то уровень станет отрицательным (так как лога­рифм правильной дроби отрицателен).

 

Следующий раздел >>

Раздел 2. Особенности звукового материала

Hosted by uCoz