М.М. ЭФРУССИ. ГРОМКОГОВОРИТЕЛИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ, М., «ЭНЕРГИЯ», 1971
7. ВНЕШНЕЕ (АКУСТИЧЕСКОЕ) ОФОРМЛЕНИЕ ГРОМКОГОВОРИТЕЛЯ
Для защиты головки громкоговорителя от повреждений и обеспечения воспроизведения громкоговорителем области низших частот она обычно используется с внешним оформлением, часто называемым акустическим в связи с его влиянием на частотную характеристику громкоговорителя. Выясним более подробно эту роль оформления.
При работе громкоговорителя его диффузор совершает колебания вперед и назад с различными амплитудами в соответствии с величиной и направлением тока, проходящего через звуковую катушку. Двигаясь вперед, диффузор сжимает воздух перед собой и разрежает его позади себя. В результате этих сжатий и разрежений воздуха создаются звуковые волны распространяющиеся со скоростью приблизительно 340 м/сек, Однако звуковые волны от передней и задней сторон диффузора (вследствие того, что одна создается сжатием, а другая — разрежением воздуха) различаются но фазе на 180o, что соответствует разности в половину длины излучаемой волны.
Если в точку пространства, где прослушивается звук, придут обе волны — прямая и оборотная (от задней стороны диффузора), то, взаимодействуя одна с другой, они почти полностью уничтожатся и звук будет резко ослаблен. При этом вместо того, чтобы возбуждать звуковые волны, диффузор будет перегонять воздух с одной своей стороны на другую (такой эффект называют не совсем точно акустическим коротким замыканием).
Акустическое короткое замыкание проявляется только в области самых низких звуковых частот (приблизительно ниже 300 гц), при которых размеры диффузора малы по сравнению с длинами этих волн. Для более высоких звуковых частот, у которых длина волны меньше, отрицательное воздействие оборотной волны ослабляется самим диффузором.
Пусть, например, громкоговоритель излучает звук частотой f=500 гц; длина волны звука этой частоты
Если полный диаметр громкоговорителя равен 32 см, то до прихода в точку прослушивания, находящуюся на оси громкоговорителя (линия, проходящая через центр диффузора), волна от задней стороны диффузора должна будет пройти путь, приблизительно на 26 см больший, чем волна от передней его стороны (рис. 33).
Рис. 33. Интерференция между звуковыми волнами от передней и задней сторон диффузора.
Это означает, что звуковая волна от задней стороны диффузора придет в точку приема с дополнительным сдвигом фазы, который будет определяться отношением разности длины путей от передней и задней сторон диффузора к длине полны. В нашем примере разность длины путей составляет 26 см, а длина волны звука (частота 500 гц) равна 68 см. Следовательно, дополнительный сдвиг фазы
Поскольку звуковая волна от задней стороны диффузора всегда сдвинута по фазе на 0,5 X, результирующий сдвиг фазы рассматриваемой волны по отношению к волне от передней стороны диффузора составит . Это означает, что волны от обеих сторон диффузора придут в точку приема почти в одинаковой фазе (сдвиг фазы будет 0,1) и сложатся, в результате чего звуковое давление возрастет. Для звука частотой 50 гц (= 680 см) при том же диаметре диффузора создается условие, при котором сдвиг фазы вследствие огибания диффузора составит всего лишь
;
При таком сдвиге фазы энергии звуковых волн от обеих сторон диффузора будут вычитаться одна из другой и звуковое давление резко упадет.
Из разобранного примера следует, что если общий сдвиг фазы волны от задней стороны диффузора в точке приема звука равняется целому числу длин волн ( и т. д.), то энергия этой волны будет складываться с энергией волны от передней стороны диффузора и звук будет усиливаться. Если же сдвиг фазы равен нечетному числу полуволн ( и т. д.), то энергии волн будут вычитаться и звук будет ослабляться.
Вычитание и сложение энергий звуковых волн различных частот в точке их приема создают максимумы и минимумы (подъемы и провалы) звукового давления. Такое взаимодействие волн (интерференция) может происходить не только между волнами от передней и задней сторон диффузора, но и от волн, приходящих в точку приема после отражения от какой-либо из ограждающих поверхностей. Именно поэтому частотные характеристики громкоговорителей измеряют или на открытом пространстве или в заглушенных помещениях, внутренние поверхности которых плохо отражают звуковые волны.
Если имеется интерференция между звуковыми волнами от передней и задней сторон диффузора, то наибольшая неравномерность частотной характеристики звукового давления будет наблюдаться вдоль оси громкоговорителя при наличии его симметрии (осевой). Это происходит потому, что сдвиг фазы звуковой волны за счет огибания будет примерно одинаковым вокруг всего громкоговорителя.
В стороне от оси громкоговорителя, из-за различия в длине пути для волн от различных частей диффузора до точки прослушивания, сдвиг фазы оборотной волны также оказывается различным. В результате этого подъемы и провалы в частотной характеристике развиваемого громкоговорителем звукового давления сглаживаются, и характеристика получается более ровной.
Чтобы устранить крайне нежелательное явление интерференции волн низших частот от передней и задней сторон диффузора, применяют различные виды внешнего оформления громкоговорителей: щит (акустический экран), открытый или закрытый ящик, фазоинвертор, акустический лабиринт, направляющий рупор.
Внешнее оформление эффективно только при наличии громкоговорителя, способного воспроизвести низшие частоты, т. е. с низкой частотой основного резонанса. Для громкоговорителей, предназначенных для карманных радиоприемников, у которых основная резонансная частота высока, акустическое оформление неэффективно.
Акустический экран. Наиболее простым видом оформления громкоговорителя является акустический экран, представляющий собой чаще всего деревянный щит прямоугольной формы, размеры которого для воспроизведения низших частот должны быть довольно большими. Например, для воспроизведения без ослабления звука частотой 50 гц, длина волны котороя равна 680 см, необходимо, чтобы сторона экрана приблизительно равнялась 340 см (половине длины волны) или больше. Однако вполне удовлетворительные результаты, особенно если частотная характеристика усилителя имеет подъем на низших частотах, могут быть получены со щитом меньшего размера, сторона которого приблизительно равна четверти длины волны низшей воспроизводимой частоты. Эта низшая частота, однако, не может быть ниже основной резонансной частоты громкоговорителя, так как ниже этой частоты резко падает излучение громкоговорителя (18 дб на октаву).
Симметричность экрана относительно оси диффузора нежелательна, так как при этом в частотной характеристике громкоговорителя появится глубокий провал и результате акустического короткого замыкания на одной из частот. Значительное улучшение частотной характеристики достигается или несимметричным экраном, или асимметричным расположением громкоговорителя в экране правильной формы.
В настоящее время этот простейший вид оформления громкоговорителей почти не применяется, главным образом, из-за его громоздкости и недостаточной эстетичности. Установка щита с громкоговорителем в углу комнаты (рис. 34) позволяет уменьшить размеры щита без ухудшения воспроизведения звуков низших частот, так как стены, образующие угол, служат продолжением экрана, увеличивая его эффективные размеры. Щит, предназначенный для этого, следует подвесить в верхнем углу комнаты, придав ему форму треугольника или трапеции. Между верхней кромкой щита и потолком необходимо оставить широкую щель, а пространство позади громкоговорителя рекомендуется заполнить звукопоглощающим материалом. Сам же громкоговоритель полезно обернуть одним-двумя слоями неплотной ткани {например, марли и т. п.), предохраняющей от попадания пыли в подвижную систему. Весьма эффективным экраном может служить дверь в соседнюю комнату, перегородка (стена) между комнатами, натолок, задняя сторона письменного стола и т. п. Щит может иметь небольшие размеры (сторона 40—50 см), если установленный в нем громкоговоритель должен воспроизводить частоты выше 150— 200 гц. Такое положение часто существует в стереофоническом звуковоспроизведении, при котором обычно звуки низших частот воспроизводятся одним общим громкоговорителем, а звуки средних и высших частот— двумя каналами звуковоспроизведения. В этом случае на двух щитах устанавливаются среднечастотные и высокочастотные громкоговорители правого и левого каналов. Задние стороны диффузоров этих громкоговорителей во избежание нежелательного излучения звука закрываются кожухом, заполненным звукопоглотителем (см. ниже). Щиты обтягиваются с обеих сторон неплотной декоративной тканью и устанавливаются в наклонном положении на полу с помощью одной подпорки на каждом щите (подобно тому, как это сделано в рамках для настольных фото, зеркалах и т. п.).
Рис. 34. Внешний вид щита с громкоговорителем, подвешенного в углу комнаты.
Более удобным, чем акустический экран, для размещения громкоговорителя является ящик с открытой задней стенкой. Он эквивалентен плоскому экрану, если площадь последнего равна общей площади всех поверхностей ящика, кроме задней стенки, и если глубина ящика не превышает 1/8 наибольшей волны. Ящик с открытой задней стенкой представляет собой своеобразный резонатор Гельмгольца, резонансная частота которого
,
где fЯ — резонансная частота ящика, гц; S — площадь заднего отверстия ящика, см2; V — объем ящика, см3.
Эксперименты с различными ящиками и головками показали, что наилучшее воспроизведение низших частот получается, если резонансная частота ящика в 1,5—2 раза больше частоты основного резонанса громкоговорителя. Если же эти частоты отличаются между собой в значительно большее число раз, то ухудшается частотная характеристика громкоговорителя в области низших частот и звук становится бубнящим. В связи с этим рекомендуется, выбрав размеры ящика с открытой задней крышкой, определить по приведенной формуле его резонансную частоту и соотношение с частотой основного резонанса головки.
Ящики с открытой задней стенкой имеют сейчас очень широкое распространение. Все приемники, телевизоры, радиолы, абонентские громкоговорители и т.п. представляют собой такой ящик.
В наших лучших радиолах «Симфония», «Ригонда» и других уже используют вынесенные громкоговорители. За границей в подавляющем числе случаев также используют радиоприемники без УНЧ и громкоговорителя (так называемые «тьюнеры» — «настройщики»), а мощный УНЧ и громкоговоритель являются отдельными блоками.
Наиболее перспективным видом внешнего оформления громкоговорителей следует считать закрытый ящик и фазоинвертор, ибо только с их помощью можно при относительно небольших габаритах обеспечить хорошее воспроизведение звуков самых низших частот (30—70 гц).
Закрытый ящик. Закрытая задняя стенка, на первый взгляд, должна улучшить воспроизведение низших частот тем, что исключается излучение задней стороны диффузора, именно поэтому за рубежом этот вид оформления часто называют «бесконечным экраном». Однако упругость находящегося в ящике объема воздуха, особенно если этот объем не слишком велик (меньше 1 м3), складывается с упругостью подвижной системы громкоговорителя и повышает его основную резонансную частоту, чем ухудшает отдачу на низших частотах. Зависимость новой частоты основного резонанса громкоговорителя в ящике может быть определена из выражения
где f 'p — новая частота основного резонанса, гц; fp — частота основного резонанса громкоговорителя (без ящика), гц; р — плотность воздуха, равная при 20° С и атмосферном давлении 1,2 кг/м3; c — скорость звука в воздухе, равняя 344 м/ceк; SДИФ— площадь излучающей части диффузора (эффективная площадь), приблизительно равная ; Rдиф — радиус диффузора громкоговорителя, см; m — масса подвижной системы громкоговорителя, кг; VЯ — объем ящика, м3.
Приведенное выражение показывает, что основная резонансная частота значительно сильнее зависит от диаметра диффузора, чем от объема ящика. Чем больше объем ящика и меньше диаметр диффузора, тем меньше повышается частота основного резонанса громкоговорителя.
В качестве примера укажем, что у головки с диффузором диаметром 30 см и частотой основного резонанса fгр=18 гц, которая помещена в закрытый ящик объемом Vя = 50 л (0,05 м3 или 50 дм3), частота основного резонанса повышается до fгр=45 гц. Соответственно у головки с диффузором 20 см и fгр = 25 гц, помещенной в ящик объемом Vя = 25 л, частота основного резонанса повышается до f 'гр= 55 гц; у головки с диффузором 14,5 см и fгр=30 гц, помещенной в ящик объемом Vя= 6 л, частота основного резонанса повышается до f'гр=75 гц. За рубежом головку с очень низкой частотой основного резонанса (15—25 гц), установленную в закрытом ящике, часто называют «акустически, подвешенной». Итак, основным условием использования закрытого ящика небольших габаритов при воспроизведении звуков самых низших частот является наличие головки с очень низкой частотой основного резонанса (20—30 гц). Кроме смещения частоты основного резонанса, замкнутый объем воздуха вызывает дополнительные резонансные явления на более высоких частотах. Они увеличивают неравномерность частотной характеристики громкоговорителя. Для устранения дополнительных резонансов, создаваемых воздушным объемом ящика и отражениями, внутренние поверхности ящика покрывают звукопоглощающим материалом. Иногда звукопоглощающим материалом заполняют весь объем ящика.
Из того, что говорилось о закрытом ящике, следует, что его объем связан с диаметром диффузора головки и частотой ее основного резонанса. Головка с диффузором диаметром 25—35 см должна помещаться в закрытый ящик объемом не менее 50 л. Если имеющаяся головка обладает недостаточно низкой частотой основного резонанса, то объем закрытого ящика, мало сдвигающего частоту основного резонанса, можно определить по формуле
, см3
где Dдиф — диаметр диффузора, см.
Если в ящик устанавливают два громкоговорителя, то расчет размеров ящика производят по эквивалентному диаметру диффузора .
При одинаковых диаметрах диффузоров громкоговорителей Dэкв = 1.41Dдиф. Соотношение размеров сторон ящика не имеет значения, однако для глаз приятнее, если эти размеры соответствуют так называемой динамической симметрии.
Принцип динамической симметрии находит свое основное применение в архитектуре и промышленности, выпускающей продукцию, внешний вид которой имеет столь же важное значение, как и остальные ее качества, например мебель. В оформлении различной радиоаппаратуры соблюдение этого принципа также очень существенно. Принцип динамической симметрии состоит в использовании геометрических фигур с определенным соотношением размеров сторон, что обеспечивает привлекательный внешний вид. У прямоугольников принципу динамической симметрии отвечает, в частности, соотношение сторон (например, ширина 100 см, а длила 141 см) или (1 : 1,73), или (1 : 2). Некоторые фигуры, отвечающие принципу динамической симметрии, обладают свойством подобия исходной фигуре, если ее разделить на части. Например, в случае прямоугольников, указанных выше, это произойдет при делении их на 2, 3 и 4 равные части по длине прямоугольника.
В применении к ящикам для громкоговорителя или другой радиоаппаратуры принцип динамической симметрии может означать, в частности, соотношение размеров их сторон (глубины, ширины и высоты), как 1 : 1, 41 : 2(), а объем такого ящика будет равен меньшей стороне, умноженной на (2,82).
Некоторое влияние на частотную характеристику громкоговорителя оказывает внешняя конфигурация ящика вследствие эффекта дифракции (огибание волной препятствия). На рис. 35 приведены иллюстрирующие это влияние частотные характеристики одного и того же громкоговорителя в ящиках различной формы. Из этих частотных характеристик видно, что чем более плавную форму, т. е. более тупые углы, имеет поверхность, прилегающая к громкоговорителю, тем слабее эффект дифракции и тем ровнее частотная характеристика громкоговорителя. Наилучшей для уменьшения дифракции формой поверхности будет сфера. Видимо, это привело к выпуску за рубежом громкоговорителей, оформленных в виде сферы, громкоговоритель (рис.36) французской фирмы «Элипсон» имеет диаметр сферы 40 см, основную головку с диффузором диаметром 21 см, мощность 20 вт, полосу воспроизводимых частот 60—20 000 гц.
Конечно, в домашних условиях изготовить сферу довольно затруднительно, однако возможно использовать старый или поврежденный географический глобус из папье-маше диаметром около 40 см. Такая сфера обладает объемом около 34 л, что позволяет сделать довольно хороший громкоговоритель. На рис. 37 приведена частотная характеристика сферического громкоговорителя диаметром 40 см в радиолюбительском исполнении. В громкоговорителе использована головка 4ГД4-РРЗ с частотой основного резонанса 45 гц; в сфере частота основного резонанса повысилась до 75 гц. Внутренняя поверхность сферы покрыта слоем стекловаты, помещенной в мешок из стеклоткани общей толщиной 12—15 мм.
Рис. 35. Частотные характеристики громкоговорителя в ящиках различной формы (точка обозначает место расположения громкоговорителя).
Фазоинвертор. Весьма значительное распространение получил фазоинвертор, представляющий собой разновидность закрытого ящика; отличие состоит в наличии отверстия на какой-либо стороне ящика; чаще на одной стороне с громкоговорителем. Масса воздуха в отверстии ведет себя подобно диффузору, являясь дополнительным излучателем звука преимущественно на резонансной частоте фазоинвертора, которая делается равной основной резонансной частоте громкоговорителя (или несколько ниже).
Рис. 36. Внешний вид громкоговорителя в сферическом оформлении.
Рис. 37. Частотная характеристика громкоговорителя 4ГД4-РРЗ, установленного в сфере.
Рис. 38. Действие фазоинвертора.
а — частота звука, излучаемого громкоговорителем, выше резонансной частоты фазоинвертора; б — частоты равны; в — частота громкоговорителя ниже резонансной частоты фазоинвертора.
Как происходит излучение звука фазоинвертором, показано на рис. 38. При частотах сигнала выше резонансной частоты фазоинвертора (fс>fф) звуковое давление, создаваемое громкоговорителем, больше, чем создаваемое отверстием фазоинвертора, и они близки по фазе, а поэтому складываются. На резонансной частоте фазоинвертоpa (fc = fф), если эта частота не равна частоте основного резонанса головки, создаваемое ею звуковое давление значительно меньше, чем от отверстия фазоинвертора, и результирующее звуковое давление определяется, главным образом, изучением фазоинвертора. При частотах сигнала ниже резонансной частоты фазоинвертора (fс<fф) создаваемое им звуковое давление уменьшается, становясь близким по величине к звуковому давлению от громкоговорителя. Эти давления почти противофазны, поэтому результирующее звуковое давление будет меньше каждого из них.
Таким образом, в фазоинверторе использовано излучение задней стороны диффузора громкоговорителя, что увеличивает отдачу на самых низких частотах. Происходит это потому, что диффузор громкоговорителя связан через упругость воздушного объема ящика с массой воздуха в отверстии, причем в результате такой связи фаза колебании воздуха в отверстии повернута на 180° по отношению к фазе колебаний задней стороны диффузора, т.е. колебания воздуха в отверстии получаются синфазными с колебаниями передней стороны диффузора. Это обстоятельство и послужило основанием назвать такое акустическое оформление фазоинвертором. Гибкость воздушного объема ящика и масса воздуха в отверстии фазоинвертора, зависящая от площади и толщины краев отверстия, образуют резонансную систему (резонатор Гельмгольца), частота которой приближенно выражается уже приводившейся формулой
где fф — резонансная частота фазоинвертора, гц; S — площадь отверстия, смг; V — объем ящика, см3.
Из этой формулы видно, что резонансная частота меньше зависит от изменения площади отверстия, чем от объема ящика. Например, изменив площадь отверстия в 16 раз, мы изменим частоту резонанса только в 2 раза. Однако площадь отверстия определяет эффективность фазоинвертора (его отдачу) и должна приблизительно соответствовать эффективной площади диффузора (2,1—2,5R2диф) чтобы мощности излучения отверстия и громкоговорителя были соизмеримыми. Так как площадь отверстия фазоинвертора при одной и той же резонансной частоте связана с объемом, необходимо использовать фазоинвертор определенного объема в зависимости от размеров громкоговорителя.